Глава правительства Дмитрий Медведев утвердил план действий правительства, призванный удержать выбросы парниковых газов в экономике к 2020 году на уровне 75% от 1990 года. Документ предполагает среди прочего разработку долгосрочного прогноза выбросов и оценку влияния рыночных инструментов их регулирования. Актуальные академические исследования свидетельствуют: шансов "перешагнуть" за уровень выбросов 1990 года у РФ фактически нет. Стоимость их снижения на 50-75% к 2050 году не превышает издержек от изменения климата и вероятной потери роли ведущего экспортера углеводородов.

В распоряжении "Ъ" оказалось распоряжение правительства от 2 апреля 2014 года, которым утвержден план мер по обеспечение поставленной указом президента РФ цели — удержать выбросы парниковых газов в экономике к 2020 году на уровне 75% от 1990 года. Содержание документа, подготовленного Минэкономики совместно с крупнейшими бизнес-ассоциациями РФ в сравнении с версией, "ушедшей" в правительство (см. "Ъ" от 31 января), не изменилось. К концу 2014 года он, в частности, подразумевает разработку сценариев выбросов углерода до 2030 года, а к 2015 году — оценку влияния на экономику возможных рыночных мер регулирования эмиссии (налоги, проектное финансирование, углеродный рынок и т. п.).

Для выполнения этого пункта плана в конце прошедшей недели был подготовлен обширный аналитический доклад: "Затраты и выгоды низкоуглеродной экономики и трансформации общества в России. Перспективы до 2050 года". В нем эксперты Центра по эффективному использованию энергии проанализировали результаты соответствующего моделирования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Института энергетических исследований РАН, Российской академии народного хозяйства и госслужбы, Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Массачусетского технологического института.

Ретроспективный анализ опровергает общепринятое мнение о том, что главной причиной сокращения выбросов в РФ оказался кризисный спад производства. Исследователи доказали, что ключевую роль в этом сыграли структурные сдвиги в экономике. Основными источниками выбросов являются секторы, слабо подверженные циклическим колебаниям конъюнктуры,— ТЭК, жилищный сектор и автотранспорт,— при падении ВВП структурный фактор относительно замедляет падение выбросов, а при росте ВВП, напротив, замедляет их рост. "Если бы в 2006-2008 годах экономика росла без перегрева (примерно на 5% в год), не стараясь воплотить еще один ложный тезис об удвоении ВВП за семь лет, то, возможно, прироста выбросов в 1998-2011 годах в России не было бы вовсе",— утверждают эксперты.

В исследовании представлено порядка 30 различных актуализированных сценариев углеродных выбросов в РФ до 2050 года. Их большая часть исходит из того, что динамика ВВП будет умеренной (2-4% в год в 2013-2030 годах и 1-3% в 2031-2050 годах), а госрегулирование выбросов сосредоточится на действующих мерах (главным образом в сфере энергоэффективности и развития возобновляемой энергетики) и новых мерах, запуск которых и предполагает одобренный правительством план (см. "Ъ-Online"). Среди выводов с "высоким уровнем согласия" всех экспертов то, что к 2060 году выбросы от энергетического сектора (71% общего объема в РФ) выйдут на абсолютный пик (менее 11% от 1990 года), а также то, что пик добычи нефти уже фактически достигнут и ее дальнейшая добыча не будет обеспечена адекватным приростом запасов (чего, впрочем, не сказать о газе).

Инвестиции в низкоуглеродные и энергоэффективные технологии не будут отвлекать ресурсы от экономического роста (средний уровень согласия экспертов) и тормозить его при условии рыночного регулирования. Высокими же потерями ВВП, "по имеющимся ныне оценкам, которые требуют заметного уточнения", чревата лишь реализация сценариев глубокого снижения выбросов к 2050 году — на 75-80% и более.

Алексей Ъ-Шаповалов